МБОУ СОШ № 1
238340 г. Светлый, Калининградская область
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Материалы этого раздела помогут  Вам найти ответы  на следующие вопросы:

    1. Что такое готовность ребенка к обучению в школе?

    2. Как определить уровень готовности ребенка к обучению в школе?

    3. Как  выявить  социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    4. Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период его подготовки к  школе?

    5. Что можно посоветовать родителям будущего первоклассника?

      Что такое готовность ребенка к школе?

      Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также, каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов  определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.

      Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:
      1. Психологическая  готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и  возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.
      2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная)  готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.
      3. Социально-личностная  готовность проявляется в умении и потребности ребенка  общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.
      4. Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

        Как определить уровень готовности ребенка 
        к обучению школе?

        С помощью следующего теста Вы можете выявить уровень общей готовности Вашего ребенка к обучению в школе.

        Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

        1. В школе у меня будет много новых друзей.
        2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники
        3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
        4. Каникулы - это самое  лучшее в школьной жизни
        5. Интересно, как выглядит классная комната.
        6. Я обязательно буду учиться хорошо.
        7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
        8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
        9. Мне очень интересно, какие в школе уроки..
        10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

        Подсчитайте результаты.

        1-3 б. –  Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.
        4-8 б. – Ваш малыш хочет в школу, но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.
        Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.
        9-10 б. – Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.
        По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что  он будет весело и интересно проводить каникулы.        

        Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

        Помимо определения уровня  общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:

        Развитие речи и готовность к овладению грамотой

        • Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;
        • Умение различать гласные и согласные звуки.
        • Умение членить слова на слоги.
        • Умение строить  простые предложения из 4 и более слов.
        • Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
        • Умение составлять рассказы о предметах, событиях.  
        • Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

        Развитие элементарных математических представлений

        • Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
        • Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
        • Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
        • Умение соотносить цифру и число предметов.
        • Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
        • Умение различать и называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
        • Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
        • Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

         Кругозор ребенка:

        • Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить  состав семьи.
        • Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
        • Знать правила поведения в общественных местах.
        • Знать правила безопасного поведения на улице.
        • Иметь общие представления  о временах года, сезонных явлениях.
        • Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
        • Знать названия частей суток и их последовательность

        Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

        Отдельный разговор о социально-личностной и психологической готовности ребенка к обучению в школе объясняется тем, что зачастую именно они становится предметом тестирования, изучения при приеме ребенка в школу.

        Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

        1. Легко ли Ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?
        2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?
        3. Часто ли Ваш ребенок обижается и плачет?
        4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?
        5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?
        6. Часто ли он участвует в драках?
        7. Как Ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?
        8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?
        9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?
        10. Спокойный ли у него сон?
        11. Есть ли у Вашего ребенка  друзья?
        12. Принимают ли его в игру знакомые дети?
        13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?
        14. Умеет ли отстаивать свое мнение?
        15. Есть ли у него трудности с речью?

        Материалы наблюдений дадут Вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

        О психологической  готовности к обучению в школе свидетельствуют:

        • учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
        • умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);
        • развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:
        • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

        - пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
        - координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
        - развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
        - развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
        - развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом:  слово-картинка либо слово-ситуация).

        Какие занятия будут полезны для любого ребенка в период подготовки его к школе?

           Любому малышу необходимы занятия по развитию мелких мышц руки (моторике), графических умений:
        - работа с конструкторами разного типа,  мозаикой, шнуровкой и пазлами;
        - швейные операции с использованием иголки, работа с ножницами, пластилином, с природными материалами, конструирование из бумаги и картона, папье-маше, макраме, оригами и др.
        - рисование в альбомах (карандашами, красками);
        - работа в специальных тетрадях (прописи).

           О достаточном уровне развития моторики руки и графических умений ребенка свидетельствуют следующие умения:  
        - способность ребенка манипулировать мелкими предметами, выполнять простые графические движения;
        - умение  рисовать вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры, штриховать  различными способами;
        - умение  использовать в работе разные графические материалы (разные виды карандашей, мелков, красок и фломастеров), регулировать силу нажима;
        - умение чертить ровные прямые линии и ровные наклонные линии без ограничительной черты, ровные прямые и наклонные линии в 20 мм строке, овалы и круги, треугольники и квадраты;
        - умение повторять и продолжать рисовать или писать по заданному образцу или словесной инструкции (графические диктанты).  

           Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления) обеспечат занятия, на которых ребятам предлагается
        - собирать разрезные картинки;
        - собирать картинки из кубиков (сюжетная картинка или геометрические рисунки) и пазлы разной сложности;
        - дорисовывать элементы, детали, части фигур,  элементы букв и цифр, картинок до заданного образца при наличии или отсутствии визуальной опоры;
        - различать направления и выполнять повороты вправо – влево, вверх – вниз;
        - различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед – за – около - между).;
        - находить сходные предметы, буквы, геометрические фигуры и композиции в соответствии с образцом среди ряда схожих (шумовых) изображений;
        - классифицировать фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам;
        - срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов;
        -  копировать буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов;
        -  находить часть целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу (схеме);
        -  находить определенное количество различий между двумя схожими картинками по образцу и по памяти;
        -  различать по конфигурации различные фигуры, буквы и цифры;
        - моделировать контуры предметов окружающей действительности и букв из счетных палочек, бумаги, природных и искусственных материалов, оригами;
        - запоминать 10 не связанных между собой слов при трех-четырех кратном повторении, воспроизводить 6 из них;
        - группировать по смыслу слова и запоминать их;
        -  запоминать стихи из 8-12 строк после нескольких повторений;
        -  описывать предметы, находить их по заданным признакам;
        - определять последовательность событий, явлений, дать понятие времени;
        - задавать вопросы, способствующие развитию их (детей) мышления.

        Советы родителям будущих первоклассников

        • Следует рассказать ребенку, что означает "быть школьником" и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного распорядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники,  ранец и пр.) и заменяя ее содержательной стороной.
        • Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
        • Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые.
        • Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то  малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
        • Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать  разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность.
        • Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
        • Очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему. Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В такой тетради он сможет описывать каждый свой день или хотя бы одно событие. Благодаря этой возможности у ребенка появится опыт размышлений о себе и своей жизни.

        Приём письменных заявлений в 1 класс 
        (не позднее 1 апреля 2023 года)

        День недели Время 1 Время 2
        Понедельник 8.00 17.00
        Вторник 8.00 17.00
        Среда 8.00 17.00
        Четверг 8.00 17.00
        Пятница 8.00 17.00

        Зачисление в первый класс

        Перейдите на сайт госуслуг 
        и узнайте всю информацию

        Документы

        • Все документы
        • Нормативные документы
        • Локальные нормативные акты
        Поделиться страницей

        Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie